Ремонт и обслуживание двигателей ЯМЗ
Двигатели производства Ярославского моторного завода (ЯМЗ) используются на самых разных транспортных средствах и оборудовании - грузовых автомобилях, автобусах, спецтехнике и промышленных установках.
Надежность, экономичность и высокая ремонтопригодность сделали их популярными в России и странах СНГ.
Чтобы двигатели всегда были в исправном состоянии и функционировали с заданной эффективностью, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание и своевременный ремонт.
Техническое обслуживание двигателей
Регламентное ТО двигателей включает в себя следующие операции:
- Замена моторного масла и масляного фильтра. Интервал замены зависит от условий эксплуатации и марки используемого масла. В среднем масло меняют каждые 10-15 тыс. км пробега или 250-500 моточасов.
- Замена воздушного и топливного фильтров. Воздушный фильтр меняют каждые 30-50 тыс. км, топливный - каждые 10-30 тыс. км в зависимости от качества топлива.
- Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов. Проводится каждые 40-100 тыс. км пробега. Зазоры должны соответствовать нормативным значениям, указанным в руководстве по ремонту.
- Проверка и регулировка ( при необходимости) угла опережения впрыска топлива. От этого параметра зависит мощность, экономичность и экологичность двигателя.
- Промывка системы охлаждения и замена охлаждающей жидкости. Промывку проводят раз в 2-3 года или 100-150 тыс. км пробега. Антифриз меняют раз в 2-5 лет в зависимости от его типа.
- Проверка натяжения и состояния ремней привода агрегатов. При необходимости ремни подтягивают или заменяют.
Соблюдение интервалов и качественное выполнение ТО позволяет предотвратить многие неисправности и продлить ресурс двигателя.
Диагностика неисправностей
Признаками неисправностей двигателя могут быть:
- затрудненный пуск;
- неустойчивая работа на холостом ходу;
- пониженная мощность и увеличенный расход топлива;
- повышенный шум и вибрация;
- дымность выхлопа.
Для выявления причин неисправностей проводится комплексная диагностика, которая включает в себя следующие мероприятия:
- Компьютерная диагностика электронных систем управления;
- Оценка компрессии в цилиндрах;
- Проверка герметичности клапанов;
- Контроль давления масла;
- Проверка термостатов и датчиков температуры;
- Тестирование ТНВД и форсунок на стенде;
- Оценка состояния турбокомпрессора;
- Эндоскопия цилиндров.
Объем и состав необходимого ремонта определяется специалистами по итогам проведенной диагностики.
Текущий ремонт двигателей
Текущий ремонт выполняется для устранения неисправностей без полной разборки двигателя.
Самые распространенные услуги:
- Замена неисправных навесных агрегатов (стартера, генератора, ТНВД, форсунок и др.);
- Ремонт или замена ГБЦ, замена прокладки ГБЦ;
- Замена поршневых колец для восстановления компрессии;
- Ремонт или замена турбокомпрессора;
- Замена изношенных деталей ГРМ (цепи, звездочек, гидронатяжителей) ;
- Устранение течей масла и охлаждающей жидкости;
- Замена подшипников, сальников коленвала и распредвала.
Качественный текущий ремонт позволяет восстановить работоспособность двигателя и продлить срок до капитального ремонта.
Капитальный ремонт
Капремонт двигателя проводится при его полном износе или серьезной поломке. Признаки необходимости капремонта:
- Падение компрессии в цилиндрах ниже допустимого уровня;
- Повышенный расход масла на угар (более 2% от расхода топлива);
- Стуки и шумы, указывающие на износ подшипников и ГРМ;
- Трещины и прогары в ГБЦ и блоке цилиндров;
- Износ коленвала и цилиндров.
При капремонте двигатель полностью разбирают, все детали дефектуют, изношенные заменяют новыми или восстанавливают.
Типовой перечень работ при капитальном ремонте:- Мойка и дефектовка блока цилиндров, коленвала, ГБЦ;
- Расточка или гильзовка цилиндров;
- Шлифовка коленвала, замена вкладышей;
- Ремонт ГБЦ (замена направляющих и седел клапанов);
- Замена поршневой группы (поршней, колец, пальцев);
- Замена деталей ГРМ (цепей, шестерен, валов);
- Замена изношенных подшипников, сальников, прокладок.
Далее выполняется сборка, обкатка и испытание двигателя. Этап обкатки тоже очень важен – после капитального ремонта необходимо тщательно проверить работоспособность и все показатели двигателя.
Качественно выполненный капремонт дает двигателю вторую жизнь, и машина/оборудование может работать еще 500-800 тыс. км пробега при условии соблюдения правил эксплуатации и своевременного обслуживания.
Двигатели ЯМЗ - надежные и ремонтопригодные силовые агрегаты, способные служить долгие годы. В ходе их эксплуатации важно помнить о профилактическом обслуживании, вовремя выявлять и устранять неисправности.